Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.16.002
УДК: 374.1
ББК: 74.4
З. М. Большакова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Ф. Медведев ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета высшего образования, Челябинский институт путей сообщения
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация

Введение. Социальный запрос на самообразование в педагогической науке представлен самообразовательной парадигмой, которая нуждается в разработке дидактической системы организации самообразовательной деятельности. Существенным дополнением ранее опубликованных исследований на эту тему должно стать раскрытие операциональной структуры и механизма совершенствования самообразовательной деятельности при подготовке инженерных кадров.

Материалы и методы. Для решения вышеназванной задачи в статье описаны изученные возможности реализации системы самообразования в техническом университете. В ходе исследования использованы теоретико-методологический анализ государственных образовательных стандартов специальностей железнодорожного транспорта, моделирование содержания и процесса самообразовательной деятельности с использованием платформы электронного обучения Blackboard.


Результаты. Авторами представлены элементы системы самообразования в техническом университете. Формулируется стратегия развития самообразовательной деятельности с опорой на средства ее педагогического сопровождения.

Обсуждение. Обсуждаются результаты верификации разработанной системы с использованием методик определения уровней самообразовательной компетенции и поэтапного исследования самообразовательной деятельности.

Заключение. Делается вывод об эффективности рассмотренных педагогических средств в отношении динамики развития самообразовательной деятельности и роста уровня самообразовательной компетенции.

Ключевые слова

управление самообразовательной деятельностью, самообразовательный комплекс, модель совершенствования, дорожная карта самообразования, самообразовательная компетенция

Основные положения

– определены нормативно-правовые средства, регламентирующие самообразование студентов;

– представлена организационная модель совершенствования самообразовательной деятельности в университете;

– обозначены средства информационного и технического сопровождения самообразования студентов;

– сформулирована стратегия развития самообразовательной деятельности студентов в техническом университете.

Цитировать публикацию

Большакова, З. М.  ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ [Текст] / З. М. Большакова, И. Ф. Медведев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 20-33. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.16.002.

Библиографический список

1. Можаева Г. В., Краснова Г. А., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. Томск : Издательский дом Томс-кого гос. ун-та, 2017. – 238 с.

2. Самоделкин Е. Ю. Противоречия профессиональной мобильности // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 37–38.

3. Гуремина Н. В., Дроздов И. Н. Условия и методы формирования профессиональной успешности выпускников высших учебных заведений // European Social Science Journal. 2014. № 1. Т. 1. С. 103–109.

4. Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1988. – 360 с.

5. Корвяков В. А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. – 43 с.

6. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. – 43 с.

7. Cuenca L., Gordo M-L, Alemany M.M.E., Fernández-Diego M., Ruiz L. & Bas A.O. Measuring Competencies in Higher Education. The Case of Innovation Competence. Sustainable Learning in Higher Education. Switzerland, Springler International Publishing, 2015. P. 131–142.

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Ткаченко Е. В. Методология педагогики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 4. С. 15–19.

10. Медведев И. Ф. Стратегия управления самообразованием в высшей школе // Вестник ЧГПУ. 2013. № 10. С. 159–165.