Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Социальный запрос на самообразование в педагогической науке представлен самообразовательной парадигмой, которая нуждается в разработке дидактической системы организации самообразовательной деятельности. Существенным дополнением ранее опубликованных исследований на эту тему должно стать раскрытие операциональной структуры и механизма совершенствования самообразовательной деятельности при подготовке инженерных кадров.
Материалы и методы. Для решения вышеназванной задачи в статье описаны изученные возможности реализации системы самообразования в техническом университете. В ходе исследования использованы теоретико-методологический анализ государственных образовательных стандартов специальностей железнодорожного транспорта, моделирование содержания и процесса самообразовательной деятельности с использованием платформы электронного обучения Blackboard.
Результаты. Авторами представлены элементы системы самообразования в техническом университете. Формулируется стратегия развития самообразовательной деятельности с опорой на средства ее педагогического сопровождения.
Обсуждение. Обсуждаются результаты верификации разработанной системы с использованием методик определения уровней самообразовательной компетенции и поэтапного исследования самообразовательной деятельности.
Заключение. Делается вывод об эффективности рассмотренных педагогических средств в отношении динамики развития самообразовательной деятельности и роста уровня самообразовательной компетенции.
управление самообразовательной деятельностью, самообразовательный комплекс, модель совершенствования, дорожная карта самообразования, самообразовательная компетенция
– определены нормативно-правовые средства, регламентирующие самообразование студентов;
– представлена организационная модель совершенствования самообразовательной деятельности в университете;
– обозначены средства информационного и технического сопровождения самообразования студентов;
– сформулирована стратегия развития самообразовательной деятельности студентов в техническом университете.
Большакова, З. М. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ [Текст] / З. М. Большакова, И. Ф. Медведев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5. — С. 20-33. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.16.002.
1. Можаева Г. В., Краснова Г. А., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. Томск : Издательский дом Томс-кого гос. ун-та, 2017. – 238 с.
2. Самоделкин Е. Ю. Противоречия профессиональной мобильности // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 37–38.
3. Гуремина Н. В., Дроздов И. Н. Условия и методы формирования профессиональной успешности выпускников высших учебных заведений // European Social Science Journal. 2014. № 1. Т. 1. С. 103–109.
4. Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1988. – 360 с.
5. Корвяков В. А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. – 43 с.
6. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. – 43 с.
7. Cuenca L., Gordo M-L, Alemany M.M.E., Fernández-Diego M., Ruiz L. & Bas A.O. Measuring Competencies in Higher Education. The Case of Innovation Competence. Sustainable Learning in Higher Education. Switzerland, Springler International Publishing, 2015. P. 131–142.
8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Ткаченко Е. В. Методология педагогики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 4. С. 15–19.
10. Медведев И. Ф. Стратегия управления самообразованием в высшей школе // Вестник ЧГПУ. 2013. № 10. С. 159–165.